Радиостанция «София»
Христианский церковно-общественный канал
 
               

Если среди передач в нашем архиве вы нашли для себя что-то интересное и важное, то поддержите нашу работу материально - ведь сайт существует сейчас исключительно на пожертвования. Счет в системе яндекс-деньги 4100149007380 (перевод можно сделать через любой платежный терминал). Подробнее - в разделе реквизиты.
Если вы прослушали передачу, у которой нет описания, то сделайте его, пожалуйста, и пришлите по почте - этим вы очень поможете будущим посетителям нашего архива. Посмотрите, пожалуйста, инструкцию о желательном формате описаний.

Архив программы «Дискуссии на тему»

2007 год:

070103 (скачать), послушать онлайн: - Продолжение бесед о церкви. Соборность и иерархичность. О кафоличности принятых Соборами решений (высказывания П.Н.Евдокимова, о.С.Булгакова, епископа Каллиста Уэра, о.Иоанна Мейендорфа). Последний говорил, что единственным критерием истины остается сам Бог, таинственно живущий в Церкви и ведущий ее по пути Истины. Развитие и обновление церковной жизни. Неотмирность Церкви и проблемы несовершенства ее человеческой составляющей. Церковь должна быть присутствием Бога в этом мире здесь и сейчас. О важности общинности, развития приходской жизни, недопустимости потребительского отношения. Об идеале христианской святости, единстве Церкви.

070110 (скачать), послушать онлайн: - Продолжение бесед о церкви. Таинства. Таинство введения в Церковь. Крещение младенцев. Крещение и вера. О необходимости подготовки ко крещению. Символика таинства. Крещение – рождение в жизнь новую. О необходимости покаяния как изменения сознания, жизни по Евангельским заповедям. Единство крещения и воцерковления. Примеры крещения из Евангелия. Миропомазание. Чинопоследование.

070124 (скачать), послушать онлайн: - Продолжение бесед о Церкви. Таинство Евхаристии (греч. - благодарения). Символика Таинства. Причастие – соединение с Богом душою и телом. Евхаристия – основа литургии (греч. - общее дело). Принцип – сослужение всех присутствующих. Состав литургии: проскомидия (греч. - принесение) - историческое развитие, символика, порядок; литургия оглашенных, литургия верных – порядок, анализ и особенности службы. Место проповеди. Причастие и пост. Причастие и исповедь.

070131 (скачать), послушать онлайн: - Материалы круглого стола «Подготовка ко Святому Причащению. Историческая практика и современные подходы к решению этого вопроса», прошедшего по благословению Патриарха Алексия II 27 декабря 2006 г. в Даниловом монастыре. Участники: еп. Егорьевский Марк, прот. Всеволод Чаплин, прот. Николай Балашов, прот. Дмитрий Смирнов, архим. Алексей Поликарпов, прот. Владимир Воробьев и др. О сообщении начальника отделения детских и молодежных программ Патриаршего Центра духовного развития детей и молодежи г-на Баженова «Историко-каноническое исследование подготовительной практики», в т. ч. о частом причащении, о 9-м апостольском правиле об обязательном причащении присутствующих на литургии, об истории подготовки к причащению. Главные условия участия в Евхаристии – крещение, вера и стремление жить по заповедям Христовым. Евангельское требование примирения с ближним. Принесение даров к литургии. Исповедь, совесть и причастие (высказывания Климента Александрийского, Иоанна Златоуста, ап. Павла). О посте и причащении натощак. О телесной чистоте. Проблема редкого причащения как результат небрежного отношения к литургии. Развитие отношения к причастию на Руси (упоминаются святые Феофан Затворник, Тихон Задонский, Иннокентий Вениаминов, Иоанн Кронштадский). Отсутствие единой практики подготовки в настоящее время.

070207 (скачать), послушать онлайн: - Материалы круглого стола от 27 декабря 2006г. (продолжение). Отрывки из выступления прот. Валентина Асмуса - настоятеля Покровской церкви в Красном Селе. Единственное препятствие для причащения – длящееся состояние смертного греха. Причастие должно быть глубокой внутренней потребностью. О частоте причащения, в т.ч. о ежедневном причащении. Причастие и исповедь. Причастие и пост. Мера поста. Проблема супружеского поста. О молитвенной подготовке к причащению. Особенности причастия в праздники, в т.ч. на Пасху. Отрывки из выступления прот. Владимира Воробьева – ректора Свято-Тихоновского университета и настоятеля Храма Святителя Николая в Кузнецкой Слободе. Духовная жизнь мирян немыслима без евхаристической жизни. Необходимость возрождения евхаристической общины и, как следствие, пересмотра практики подготовки к причащении. О необходимости Собора, который привел бы церковную жизнь в соответствие с потребностями сегодняшнего дня. О терпимости и плюрализме в Церкви.



070328 (скачать), послушать онлайн: - Материалы круглого стола от 27 декабря 2006г. (продолжение). Прот. Владимир Воробьев о практике причащения в своем храме.
Церковному человеку естественно часто причащаться. Причастие соединяет нас со Христом. Облегченный способ подготовки к Святому Причащению. Индивидуальный подход к причастникам. О причащении на Пасху. Исповедь и причастие. О сути Таинства Покаяния и его подмене. Нельзя путать Таинство Покаяния и покаянный настрой. О необходимости благословения на причастие. Ответственность священника. О.Владимир Лапшин о необходимости катехизации, подготовки к первой исповеди, церковного воспитания. Об обязательности причащения участвующих в литургии. Таинство Евхаристии – врата в Царство Божие.

070404 (скачать), послушать онлайн: - Материалы круглого стола от 27 декабря 2006г. (продолжение). Выступление прот. Алексея Уминского – настоятеля храма Живоначальной Троицы в Хохловском переулке. Неправильно заставлять мирян причащаться за каждой литургией. Пример общины о.Георгия Кочеткова как отрицательный с комментариями о.Владимира Лапшина. О роли пастырской деятельности, важности воспитания потребности причащения. О. Алексей о практике причащения в своем храме. Индивидуальный подход к исповеди. О.Алексей – сторонник причащения за каждой литургией. Пост и причастие. Необоснованные преграды к причащению и отсутствие подготовки к крещению и венчанию. Проблема семейного причащения. О.Владимир Лапшин о вариантах ее разрешения ; о литературе по катехизаци.

070411 (скачать), послушать онлайн: - Материалы круглого стола от 27 декабря 2006г. (продолжение). Выступление прот.Дмитрия Смирнова – председателя Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, настоятеля храма Святителя Митрофана Воронежского на Хуторской. Об исповеди как формальном пропуске к причастию. Пост и причастие, в т.ч. о лекарствах. О причастии в Светлую седмицу (ограничений канонических нет). Проблематичность отлучения от причастия в качестве инструмента пастырского воздействия. Об исповеди у другого духовника. Исповедь перед большими праздниками. Письменная форма исповеди: за и против. О причащении пришедших первый раз на литургию. О грехе гражданского брака и деликатном отношении к совершающим его. О.Владимир Лапшин об апостольской традиции причащения.

070418 (скачать), послушать онлайн: - Статья игумена Петра Мещеринова «Размышления о преподавании в школе основ православной культуры» (ОПК), Церковный вестник № 1-2 2007г. Предмет ОПК необходим. Патриах Алексий говорил о необходимости светского культурологического предмета. Две цели – образовательная и мировоззренческая. Образовательная составляющая - познакомить с культурообразующими элементами православия. Задача - формирование свободной, ответственной, здравомыслящей личности. Культуру можно только медленно, бережно воспитывать, а не навязывать. Должна преподаваться христианская культурология в целом, в т.ч. основы Западной европейской христианской культуры. Это - фундамент культурно-религиозного воспитания, объединения людей для достойной жизни в непростых условиях глобализации. Важно касаться дискуссионных моментов, безнравственно превозношение "нашего" над "ненашим". Выработка самостоятельного, зрелого, желательно христианского мировоззрения предполагает знание путей христианства в мире со всеми "плюсами" и "минусами". О.Владимир Лапшин о своем отрицательном опыте преподавания основ духовной культуры в начале 90х гг.

070425 (скачать), послушать онлайн: - Статья игумена Петра Мещеринова «Размышление о преподавании в школе основ православной культуры» (продолжение). Обзор учебников по ОПК: «Основы православной культуры для 1-го класса» протоиерея Виктора Дорофеева и О.Л.Янушкявичене, Москва 2006г.; «Русский язык для 1 класса» - издание СТЛ и Православного педагогического общества, Санкт-Петербург 2006г.; «Православная культура» для 5-6, 7-8, 9-11 классов, Ульяновск 2006г. Это фактически Закон Божий без учета специфики восприятия детей различных возрастов. Педагогические и психологические стороны преподавания не проработаны, культурологического, мировоззренческого подхода нет. Для старших классов присоединяется изучение других дисциплин. Недостатки - ненаучность, тиражирование мифов, стремление безосновательно представить всю русскую культуру как православную, пересмотр трактовок общеобразовательных предметов, подрывающий доверие к их преподаванию. Например, терпимость к язычеству, попытка узаконить суеверия, обрядоверие. Православная Церковь никогда не относилась к язычеству терпимо (свтт. Кирилл Туровский, Тихон Задонский, Дмитрий Ростовский, прав. Иоанн Кронштадский и др.). Православие подменяется державно-националистической идеологией. Нет оценки исторических и культурных событий в свете Евангельской Правды. «Надмирное» заставляют служить державности и национализму. Подлинное величие России может быть только в стремлении жить по заповедям Христовым. На первом месте должен быть Господь, а не Русское государство. В ОПК отсутствует главное - объяснение сути церковной жизни как исполнение Христианских заповедей, преображающего действия Святого Духа на культуру и на людей, Евангельская нравственность.

070523 (скачать), послушать онлайн: - Книга С.И.Фуделя «У стен Церкви». О духовных болезнях Церкви. Слабому духом человеку, искренне любящему Христа, невыносимо видеть не Тайной Вечере зло (судьба С.Н.Дурылина). О святости, существовании темного двойника Церкви (Иуда на Тайной Вечере). Зло всегда жило в церковной ограде, и это нельзя замалчивать. Приводятся высказывания Иоанна Златоуста, Иоанна Кронштадского, Антония Сурожского . Равнодушие, неверие, озлобление среди мирян и духовенства. В Церкви нужно искать только Христа, жить Евангелием. Не судить мир, а любить. Христос пришел, чтобы этот мир был спасен. Христианство – это не идеология, не средство решения социальных проблем. Цель христианства – преодоление человеческого естества, обожение. Это возможно только через Голгофу, «узкий путь», каждодневный подвиг. Пост – начало преодоления человеческой ограниченности. Св. Максим Исповедник учил, что всякий подвижнический труд без любви, в гордости не угоден Богу. Ум не покоряется Кресту, если не покоряется ему тело (св. Исаак Сирин). Св.Нифонт Цареградский о тщеславии и чревоугодии. О.Владимир Лапшин о стяжании благодати.

070530 (скачать), послушать онлайн: - Книга С.И.Фуделя «У стен Церкви» (продолжение). Пост – воздержание от нелюбви, а не от сливочного масла. Тогда будет радость поста, радость общения с людьми. Это время особого предстояния перед Богом («Постися от всякой злобы, зависти и свары» - стихира на среду 1-ой седмицы Великого Поста»). Нелюбовь – объедение и пьянство собой, оскорбление Святого Духа.
О соединении Церквей через соединение сердец. Церковные расколы – это, прежде всего, гордыня. Бытие Святой Церкви – Тайна. Не нам судить, кто в Церкви, а кто нет ( притча о «пшенице» и «плевелах»). О церковном пении. Оперное пение в церкви отнимает соборную молитву. Косность традиций. Проблема отпевания («со святыми упокой»). Должны быть разные чины отпевания в зависимости от взаимоотношения усопшего с Церковью. Проблема непонимания церковно-славянского языка. Любовь к людям выше Устава. В Церкви должна вестись проповедь христианства, а не вырванных их Евангелия добродетелей.

070606 (скачать), послушать онлайн: - Книга С.И.Фуделя «У стен Церкви» (продолжение). О богослужебных проблемах. О подмене христианства обрядностью. Историческая обусловленность Устава. Основное для христианина – стяжание Святого Духа («К свободе призваны вы, братья» - ап.Павел). Сочетание свободы с Уставом возможно только через духовность. Нужно возвращаться к простоте в обряде, к простоте во Христе, уходить от византийского наследия пышности. Священное Предание может развиваться, но оно всегда едино в своей духовности, так как ведется Святым Духом. Христианство без подвига невозможно. Вера, любовь и страх Божий. Исповедание грехов, в том числе и неведомых – обязательное условие преодоления боязливости души при ее исходе. О формах поминовения усопших. Приводятся молитвы за умерших в утробе, за умерших некрещеных младенцев, молитва оптинских старцев за самоубийц.

 
© «Христианский церковно-общественный канал» 1995 - 2014. Все материалы можно свободно использовать в некоммерческих целях со ссылкой на источник.

Яндекс.Метрика