Радиостанция «София»
Христианский церковно-общественный канал
 
               

Если среди передач в нашем архиве вы нашли для себя что-то интересное и важное, то поддержите нашу работу материально - ведь сайт существует сейчас исключительно на пожертвования. Счет в системе яндекс-деньги 4100149007380 (перевод можно сделать через любой платежный терминал). Подробнее - в разделе реквизиты.
Если вы прослушали передачу, у которой нет описания, то сделайте его, пожалуйста, и пришлите по почте - этим вы очень поможете будущим посетителям нашего архива. Посмотрите, пожалуйста, инструкцию о желательном формате описаний.

Архив программы «Дискуссии на тему»

2006 год:

060104 (скачать), послушать онлайн: - 14 05 1973. Система понятий (принципы), которая заменяет собой Бога; ложная духовность – мелкая сосредоточенность на себе (нет большего мучения, чем «Я»). Отличие христианства от ориентальщины на себя, о желании разрешить свои проблемы с помощью религии.
25 05 1973. О важности причастия для христианина. О суете.
28 05 1973. Основной вопрос «что чем поверяется»; идолом может стать наше представление о Боге. Когда Бог трогает душу – ничего не надо, но и ничего «доказать» нельзя.
21 09 1973. О фальши, которой пронизаны религия, христианство, церковность. О псевдодуховности, псевдоглубине.
27 09 1973, часть 1. Важность честности с самим с собою – фальшь Богу не служит. Состояние одиночества в среде «будто бы единомышленников».
27 09 1973, часть 2. Об исполнении человеком своего подлинного призвания. О духовничестве и о псевдодуховничестве, о старчестве. Суть христианства в том, что оно снимает проблемы, а не разрешает их. О гордыне.

060111 (скачать), послушать онлайн: - Обзор прочитанных двух отрывков: о духовной жизни и об опасности псевдостарцев.
27 09 1973 часть 3. Продолжение: Мнение о частной исповеди и о проповеди, о таинстве покаяния (втором крещении), как о возможности возвращения в Церковь человека отпавшего от Церкви; в Евангелии все ответы на все вопросы; таинство покаяния и жизнь в Церкви не решает проблемы, а снимает их, эти проблемы уходят! Нет духовной жизни без Христа и Евангелия.
03 10 1973. О проблеме перехода из униатства в православие, о ложном понимании православия; о Послании к Галатам.
08 10 1973. Два момента. 1. Литургия, праздничная радость, желание людей молиться – это и есть Церковь; важность понимания и любви Литургии, что будет в Царстве Божием. 2. Отношение к событиям в мире, к политике и к политикам: интерес, как к спорту, нет подлинного сопереживания.
09 10 1973. Легко людям, которые знают за кого они или против, а нужно это? Мы должны быть только за Христа.
12 10 1973. Отталкивание от всех мировоззрений, сделанных учёностью, а не видением. Мы живём умом, а не сердцем. Если человек не обращён ко Христу, а живёт своими проблемами, то такое христианство ещё страшнее агностицизма и гедонизма. Современное богословие стало пресной академической забавой, не нужной ни Церкви, ни обществу: какой нужде они отвечают? А сами мы исполняем какие-то роли и редко бываем самими собой.

060125 (скачать), послушать онлайн: - 19 10 1973. Многие охвачены бешеной деятельностью, т.к. они боятся остаться наедине с собой, ибо им «скучно», а скука – царство дьявола. Мнение о войне и о справедливом мире.
20 10 1973. Богословие изучает Бога, как наука изучает природу. Без «тайны». Красота этого мира (природа) свидетельствует о Боге.
07 11 1973. Грустные размышления о Церкви. Необходимо обновление, а у нас это слово является ругательным. Но Церковь как любой живой организм должна обновляться. Как и сегодня: деятельности много, но внутренне Церковь не меняется.
17 11 1973. Что мы только не делаем с Церковью, но она живёт и это благодаря таинству евхаристии.
26 11 1973. Очень грустное замечание о больной церковности, о «побегах» в историю. Иногда кажется, что Православие заросло идолами.
28 11 1973. Характеристика Зарубежной Церкви (на тот период). Церкви живут по законам этого мира: мелочные споры, а где Христос? Вся жизнь должна быть молитвой Богу, хождением пред Богом.
03 12 1973. Конспект событий, которые открывают удовольствие от ничегонеделания – только службы и любование природой.
10 12 1973. Воспоминание о Париже, о его «стиле». О контрасте между «мирской» и «церковной» жизнью, которые в Париже довольно гармонично дополняют друг друга. Происходит взаимопроникновение двух миров. Царство Божие среди нас, но, чтобы его увидеть, надо не суетиться, а жить, жить без суеты, ходить пред Богом.

060201 (скачать), послушать онлайн: - 12 12 1973. Ещё раз о взаимопроникновении двух миров. Удовольствие от созерцания мира «со стороны». Если внутри нас есть эта внутренняя отрешённость, хотя бы минута покоя, то можно ощущать Царство Божие. От нас многое зависит.
14 12 1973. О смехе. Есть разные качества смеха. Если «будьте, как дети», то без смеха нельзя, можно смехом изгонять из себя бесов.
Важность жизни в доме, когда люди именно живут, а не во время «деятельности», когда люди заняты делами, которые оказываются в значительной мере призрачными. Человек живёт в доме, когда не занят «деятельностью». Так и Церковь – это дом Божий. И жизнь в Церкви, прежде всего обедня, утро, вечер, праздник, которые значительно важнее, чем «церковная деятельность». Важно правильное соотношение работы и дома. И в Церковь надо не приходить, а переживать её как дом.
17 12 1973, часть 1. Об о. Михаиле Меерсоне, о согласии в понимании христианства, о язычестве в христианстве. Размышления о разговоре с о. Георгием Грабе (с 1979 года епископ РПЦЗ) и понимании термина «чистое Православие». Для РПЦЗ чистое Православие это, прежде всего быт, который в настоящее время рухнул. Поэтому у нас сейчас приходят к стилизации. Это проявляется во всём, во всём стилизация под старину. И тех святых, которые были гонимы ранее, сейчас превозносят. Такой «Бытовизм» в религии, возможный теперь как стилизация, приводит к заболеванию самой веры. Чтение отрывка 17 12 1973, часть 2.

060208 (скачать), послушать онлайн: - 17 12 1973, часть 2. Три наиболее важных момента. 1). Ответ на вопрос: что есть Православие и чем оно живо. Этот ответ заключается в евхаристичности Церкви, в Таинстве Евхаристии, которым определяется сама Церковь изнутри по отношению к самой себе, к миру, к каждому человеку и его жизни. Тогда не будет абсолютизации формы, будет постоянное обновление. 2). У Церкви есть призвание, она должна быть явлением Царства Божия, не только Евхаристии, но и всей Литургии, всего служения. Церковь как община должна быть Телом Христовым. 3). Церковь оставлена в мире, чтобы совершать Евхаристию, но Евхаристия невозможна без Церкви, то есть без общины, людей объединенных любовью. У Церкви нет своей «религиозной жизни», иначе она станет сама идолом. Церковь есть дом, в который каждый возвращается после отлучки на время по своим делам. Иначе она превратится в клуб по интересам.
11 01 1974. Важная черта советских молодых людей: интеллигентская беспочвенность, неспособность к постоянной медленной созидательной работе.
15 01 1974. Никита – это Никита Алексеевич Струве. Кризис Церкви в том, что центральной темой её жизни стал вопрос о том, как спасти Церковь. Надо спасать не церковь, а людей. Церковь на то и поставлена в этом мире, чтобы постоянно приносить себя в жертву (как Христос), а не спасать себя.
15 01 1974. Две мысли. 1). Поиск святынь. У некоторых людей Православие сводится к паломничеству по святым местам, обходу всех икон в храме. И всё это делается только для личного освящения, чтобы мне было хорошо. Но это уводит от Христа, к магическому пониманию освящения: желание от поклонения урвать себе частичку благодати. 2). Страшно, когда в жизнь входит суета, которая саму жизнь и разрушает. Но что делать? Ведь необходимо решать текущие вопросы. Ответа в записи нет.

060215 (скачать), послушать онлайн: - 19 01 1974. часть 1. «Исторический кризис Православия», но исторически Православие всегда было не столько Церковью, сколько «православным миром», который развалился на множество этнических мирков. Сузился духовный горизонт. Происходит отвержение всяких перемен, обновлений, идёт стремление к косности.
19 01 1974. часть 2. Антиисторизм православного мира приводит к кризису, так как неприятие перемен, которые происходят в реальном мире, приводят к шизофрении. Православное сознание «не заметило» крушение империй, революции сознания, науки, быта. Оно не заметило истории, что приводит к его разложению.
23 01 1974. Состояние уныния. Аллергичность к той церковности и той религиозности, которые наполняют церковную жизнь (глубочайшие извращения христианства и Православия). Нет возможности объединить все православные течения в США. Люди не хотят понять, что нет национального Христа, Христос един для всех.
24 01 1974. Всякая религия без Христа (даже христианство, даже Православие) есть явление отрицательное и даже страшное и опасное. Коренное различие в понимании христианства между ранними христианами и современными православными. О сохранении Истины.

060315 (скачать), послушать онлайн: - 28 01 1974. Очень личная запись о незащищённости от внешнего мира из-за некоторого малодушия и маловерия. Помогает молитва.
11 02 1974. Озабоченность судьбой Солженицына. Удовольствие от созерцания жизни в её повседневной пестроте.
14 02 1974. Озабоченность судьбой Солженицына после его высылки из СССР. Это трагедия для России.
16 02 1974. Суть веры в том, что она не разрешает, а снимает проблему. Наличие проблем – обратно пропорционально наличию веры. Не Бог, а религия ставит «проблему мира». Когда сквозь религию пробиваешься к Богу, никакой проблемы нет. Подлинная вера есть всегда преодоление религии. Церковь – не религиозное учреждение, а наличие в мире «спасённого мира», но ей ужасно хочется быть религией. Жизнь христианина обряжается в различные формы, но главное – это содержание.
19 02 1974. «Духовность» и «церковность» – это опасные понятия. Часто искателями «духовности» бывают узкие, скучные и безрадостные люди, у которых в центре не Христос и Евангелие, а они сами.
21 02 1974, часть 1. Страх смерти – от суеты, не от счастья. Когда в душе тишина и счастье – думаешь о ней иначе.
21 02 1974, часть 2. Очень резкие слова о «церковности», которая сейчас не освобождает человека, а порабощает его, сужает, обедняет. Человек идёт не к радости жизни, а к состоянию безличного «благочестия».
25 02 1974. Речь не о «бунте» против Церкви, а о глубоком переживании из-за непорядков в жизни церковных людей. Это сплошь и рядом встречается и в сегодняшней жизни.
26 02 1974. Образ отрешённого Православия даёт людям право мириться со всяким злом, просто не замечать его или же бороться совершенно неверной борьбой. Получается удивительная двойственность: благочестие и жизнь. Но в благочестии – логика благочестия, а в жизни – логика зла. Поэтому к жизни благочестие не имеет отношения.
27 02 1974. Размышления после чтения книги Зерновых. О всемирности Пушкина и Тургенева. Всякая попытка отождествить «своё» с всемирным и вселенским, ограничивает и ведёт к духовному заболеванию. «Всё то же вечное правило: не сотвори себе кумира».

060322 (скачать), послушать онлайн: - 28 02 1974. Очень важная тема духовной практики в Православии. На исповеди происходит не исповедование грехов, а перечисление, не заслуживающих внимание «трудностей». Исповедь – это не просто рассказ о своих грехах. Как много в Церкви попросту ненужного.
01 03 1974. Отождествление Православия с византизмом – губительно, грозит сужением православного сознания, приводит к идолопоклонству. Русские не любят, а влюбляются и, приняв какую-то малую часть, превращают её в целое (в идол).
04 03 1974. Мысли о Солженицыне, о его письме к правительству СССР. Мы сейчас видим, что многие его слова оказались пророческими.
05 03 1974. Как мучительны бывают контакты с профессионалами церковности и благочестия.
07 03 1974. Важность смиренного хранения Ветхого Завета, даже если нет ясного понимания хранимого. Отзыв пророческом о письме Солженицына к вождям СССР.
13 03 1974. Безрадостная, безжизненная религия, которая заставляет верить «по-православному», отталкивает, так как обращена к жизни осуждением и злобой. У нас с большим подозрением смотрят на прихожан некоторых храмов.
14 03 1974. «Казённое» христианство выдохлось и кончается – это кризис (в положительном, библейском смысле слова). Оно не может не освободиться от своей казёнщины. Две реакции на кризис: абсолютизация прошлого и абсолютизация будущего. Для христиан освобождение – только Христос, Который, «вчера и сегодня и вовеки Тот же». И ещё: выражение «он пришёл к Церкви» – не верное, приходить надо только ко Христу.

060329 (скачать), послушать онлайн: - 21 03 1974. Перечисление событий дня. Такие записи нужны, чтобы знать и сознавать, сколько всё время даёт Бог, и греховность своего уныния, ворчания, нерадости.
05 04 1974. Письмо от Солженицына. Перечисление событий последних дней. Ощущение одиночества и свободы, как праздника. Удовольствие от общения с маленькими детьми.
23 04 1974. Жаль, что Церковь потеряла то, что должно было бы быть христианским погребением. Погребение стало мрачным. Утеряна связь между Пасхой и смертью.
26 04 1974. Перечисляя события, указывает, что единственное правило в жизни: чуждаться всякой моды, всякой волны. Осуждение поверхностного «религиозного возрождения».
27 04 1974. Некоторые раздумья:
– об осмысленности венчания в храме по сравнению с пышными «светскими» свадьбами;
– о тихом отдыхе от суеты дня, жизнь в простоте;
– о «болтающем» христианстве, когда люди перестают радоваться, благодарить и молиться.
29 04 1974. Размышление о «рабочем вопросе»: при стремлении к богатству равенство невозможно. Какое ощущаешь счастье от прикосновения к душе «мира и радости в Духе Святом», когда оказываешься ранним утром в храме среди молящихся.
02 05 1974. Анализируя книгу о Сартре, о. Александр пишет об ответственности Церкви за замену веры – благочестием, Церкви – Освящением, панихидами и молебнами, Христа – «сладчайшим Иисусом», свободы сынов Божиих – рабьим страхом нарушить Типикон. Церковь отошла от радикализма, который провозглашён в Евангелиях. Вскрывает связь гордыни и смирения. Церковь должна показывать пример смирения.
06 05 1974. О любви к погружению в беседы с прихожанами и духовенством: в них больше подлинности, чем в разговорах о «духовности».

060412 (скачать), послушать онлайн: - Вступление: о критических звонках на радио. Мнения о «Дневниках» различных церковных деятелей о полезности этой книги.
10 02 1975. Радость от написания книги «Евхаристия». Некоторые дела на фоне радости воскресного дня. Ощущение счастья от жизни без суеты.
12 02 1975. Большой отрывок, посвящённый соотношению богословия и религиозной мысли, их ошибкам. Крах богословия и неудача религиозной мысли.
16 02 1975. В современном обществе религия перестала быть основной формой жизни общества. Люди перестали верить в неизбежность гибели, а, следовательно, и в спасение. Современное понимание религии: духовный ширпотреб. Убран дьявол, затем ад, потом грех. Остался ширпотреб в виде очевидного жульничества, либо расплывчатого гуманизма.
18 02 1975.; 20 02 1975. Прочитано без комментариев. Относится к встрече с московской церковной делегацией.
22 02 1975. Религия перестала быть основой «мироощущения», пускай и слабой, но оценкой всех «хотений». Это означает, что она не видит и не ощущает своего падения.

060419 (скачать), послушать онлайн: - Ещё о прочитанном отрывке записи от 22 02 1975.
24 02 1975. О. Владимир рассказывает историю Православных церквей в Америке, между которыми нет единства.
26 02 1975. Переживание чувства греховности от неприятия каждого дня и всего в нём как дара Божия.
28 02 1975. Приводит цитату из статьи Жана-Франсуа Ревеля «Тоталитарный соблазн» о свободном и тоталитарном обществе.
01 03 1975. О переживании ощущения полноты и блаженства, которое всегда тут, рядом, вокруг. Но так редко и вдруг, и всегда даром, изливается в душу.
04 03 1975. О написании статьи «Иерархия ценностей», которая являлась ответом Солженицыну, о церковном национализме. Замечания о дневнике Леона Блуа (Leon Bloy): самоупоение бедностью, бешенством, бескомпромиссностью. Вред национализма и ура патриотизма в христианстве.
07 03 1975. Сравнение книг Леона Блуа и Андре Мальро «Лазарь» (Andre Malraux «Lazare»). О разном мироощущении друзей, которые встречаются и очень мило общаются.

060426 (скачать), послушать онлайн: - 17 03 1975. О радости и умилении от реальности неумирающей Церкви. Трудность в том, чтобы утишиться, утихомириться, «собраться» (во время поста).
18 03 1975. Перечисление событий; мысли о Православии в Греции.
21 03 1975. Мнение книги Даниэлу «Кто мой ближний?». Мысленный ответ (очень эмоциональный) Максимову на его обвинения, боль за судьбу эмиграции.
24 03 1975. Отвращение к глупости и низости «мира сего». Страшен Запад своим фарисейством, своим отождествлением свободы и наживы.
25 03 1975. Благодарность Богу за счастливую юность. Посмотрел телевизор и увидел, что в мире не остаётся воздуха: пир во время чумы. О драме одиночества.
31 03 1975. Перечитывая свои статьи и доклады за последние 15 лет, удивлён, что все они объединены единым видением, хотя иные писались из-под палки.
09 04 1975. Интересная характеристика мормонского безвкусия. Очень хороший отзыв о писателе Мориаке (об одном из последних больших христианских голосов).

060503 (скачать), послушать онлайн: - 23 04 1975. Об усталости от текучей череды мелких дел. Сравнение дневников двух писателей и вопль души: только никогда вере, христианству не стать «идеологией».
25 04 1975. Радость жизни от прогулки по улицам, от вида цветущего семинарского сада. И тоска от политического фона для всего этого.
28 04 1975. Радость от дней перед Пасхой и мучительное состояние от удушающего религиозного «копошения». Необходимо людям освободиться от своего «я» так мучительно разрастающегося в «религиозности».
29 04 1975. Сейчас человек думает, что, выражая себя «великим воплем», он побеждает и обретает свободу. Наоборот: свободен только тот, кто «послушлив». Этого не понимает современный человек. Эпоху высокого послушания свободных людей сменила эпоха бунтующих рабов.
30 04 1975. В цивилизации, выросшей из христианства, отношение ко Христу составляет абсолютное мерило, что и позволяет нам различать пошлость, мелочность, недоброкачественность внутри христианской культуры.
02 05 1975. Один абзац: есть страшная опасность полюбить Церковь как бы «помимо» Христа, но Церковь – это только Христос.
15 05 1975. Соображения о трудности написания статей, когда кажется всё ненужным, поверхностным.
28 05 1975. О творчестве, которое возможно только в одиночестве без болтовни.
29 05 1975. О суете, о жизни в паутине всяческих дел.
17 06 1975. Разговор о Православии, почему оно – истина.
25 09 1975, часть 1. Что очевидно мешает Православию и его искажает? Ответ на этот важный вопрос содержится в частях: 1 и 2.
25 09 1975, часть 2. Православие запуталось в прошлом, обожествлённом как предание.

060524 (скачать), послушать онлайн: - 26 09 1975. Об архиерейской Литургии. Положительный отзыв о местном духовенстве без показного «духопостничества».
28 09 1975. О литургии в соборе – и опять то же впечатление большой литургической культуры и подлинности.
29 09 1975. Впечатления от поездки на Новый Валаам. Заметка о «чудовищном» богатстве Церкви.
02 10 1975. Перечисление событий последних дней в Финляндии. Воспоминания и предварительная оценка результатов поездки. Раздробленность Православия в мире.
03 10 1975. Продолжение размышлений об опыте, полученном на Валааме. О дальнейшем пути Православия.
06 10 1975. Перечисление событий. О мечте писать для людей, а не для богословов.
10 10 1975. О чувстве огромной ответственности за новых студентов семинарии.
17 10 1975. Впечатление от нахождения в карловацкой церкви (РПЦЗ). Начало обсуждения.

060607 (скачать), послушать онлайн: - 17 10 1975. Продолжение обсуждения отрывка. О чувстве отчуждённости, неуверенности в храме РПЦЗ. Всё подчинено «древностям».
27 10 1975. Размышления о религии и о грехе. Грех – это неверие во Христа.
28 10 1975. Об игре в религию, о псевдорелигии, которая отвергла и распяла Христа.
31 10 1975. О страдании людей, которые погружены только в себя.
01 11 1975. О «проблемах» людей, обращённых на себя. О «рецепте» внутреннего устроения, решения внутренних проблем.

060628 (скачать), послушать онлайн: - 29 11 1975. Короткая запись о поездке в Питсфильд в один из «заснувших» приходов.
01 12 1975. Размышления о поездке в Питсфильд. О результате «хранения и сбережения» обрядов, языка, традиций. Не понимают ни слова, но сохранили! Верность – чему? О двух главных опасностях.
05 12 1975. Об опасности любви в Православии именно религии (обряды, типикон, священность во всех её проявлениях). Главная опасность для веры автор видит в религии. Пугает современное возвращение к религии.
13 01 1976, часть 1. О «смысле» жизни пастыря, о трудности его исполнения. Читая биографию Марселя Жусса, убеждается в неспособности этого аббата к компромиссу, что весьма важно.
13 01 1976, часть 2. Об истории знакомства с биографией аббата Жусса. О провидении, которое подтолкнуло о. Александра к чтению автобиографии, в которой изложены мысли нашедшие положительный отклик. О любви Православия и не любви Византии, Древней Руси, Афона.
14 01 1976. Кончил читать биографию Жусса. О самой важной и трудной тайне христианства: спасительность страдания (но не искупительность!) для духовного возрастания. Сейчас христианство занято «миром сим». Об отношении о. Александра к католичеству.
20 01 1976. Интерес к эволюции восприятия смерти христиан, изложенной в книге Арьеса. О пользе общения с христианами других конфессий.

060705 (скачать), послушать онлайн: - 21 01 1976. Впечатления от пребывания в Техасе. Жадный интерес слушателей к лекции автора. Впечатление от библиотеки-музея президента Джонсона.
22 01 1976. Вопрос: почему обращению в Православие сопутствует мелочный интерес к «карловатству», подозрительность, мучительная запутанность сознания?
23 01 1976. О трудности (даже невозможности) объяснить «Западу» позиции в вопросе посвящения женщин в священнический сан. В этом – вина самих православных.
26 01 1976. На фоне шумных встреч и усталости от толпы встал вопрос: как быть свободным?
30 01 1976. Об ощущении усталости и упадка творчества. Признак приближения старости?
09 02 1977. О бесплодности восстаний и протестов, так как истина не открывается бунтующему уму. Удивлён, что человек, да ещё и христианин, очень легко, как зверь показывает когти, агрессию. Женская тема в Православии.
10 02 1977. О порочности (в каком-то смысле) института семинарий, который весьма далёк от того, к чему он призван.
14 02 1977. Большая радость от Литургии. Мысли об удушении всего живого в «русском Православии». Бесконечная усталость от «православизма» и русского бахвальства.

060712 (скачать), послушать онлайн: - Очерк матери Марии Скопцовой «Типы религиозной жизни». Вестник РХД №176, 1997г. (были переиздания). Предисловие Н.А.Струве.
Мать Мария объясняет существование разных типов благочестия многогранностью понимания духовной жизни. Выделяет 5 основных типов: синодальный, уставщический, эстетический, аскетический, евангельский. У каждого типа своя история. Важна среда, из которой вышел человек. Мать Мария последовательно рассматривает различные типы благочестия, выделяя их положительные и отрицательные стороны.
О. Владимир Лапшин проводит параллели со взглядами о. А.Шмемана.
Синодальный тип благочестия – атрибут великодержавной русской идеи. Нахлынул в ХХ в. на Европу вместе с эмиграцией. Рассматриваются отношения Церкви и государства со времен Петра. Церковь становится частью русской государственности. Духовная жизнь отходит на задний план. Система вырабатывает определенный тип нравственных устоев, государственно-признанное вероисповедание.

060719 (скачать), послушать онлайн: - Очерк матери Марии Скопцовой «Типы религиозной жизни» (продолжение).
О синодальном типе благочестия. Об антирелигиозном фанатизме, разложении духовной жизни в монастырях. Выделяются основные черты типа: порядок, законопослушность, чувство долга, любовь к Родине, почитание власти, подчинение ритму государственной жизни, пышность, благолепность. Творчество не приветствуется. О проявлении синодального типа в архитектуре, атрибутах и стиле богослужения. О подмене любви к Христу любовью к устоям, к вещам мира сего. Об огосударствлении Церкви. О Соборе 1918 г. и его последствиях. О проявлениях синодального типа в современной Церкви.

060802 (скачать), послушать онлайн: - Очерк матери Марии Скопцовой «Типы религиозной жизни» (продолжение).
Раздел 2. Уставщический тип благочестия. О православии Московской Руси. Старообрядчество - пример предания духа форме, потери Христа, Таинства Евхаристии, потери Духа и любви. О Типиконе. Нравственный облик уставщика. Основа – подчинение внешней регламентации, стремление к духовной устроенности, страстная вера в магию слова и ритма. Фанатичная привязанность к славянскому языку. О последствиях данного типа, в т.ч. внутренней дисциплине, чувстве долга, власти над собой и другими, отсутствии творческой свободы, жизни, любви. Дела благотворительности – как предписанные.
Вопрос символизма в литургии.

060913 (скачать), послушать онлайн: - Очерк матери Марии Скопцовой «Типы религиозной жизни» (продолжение).
Раздел 2 (продолжение). Уставщический тип благочестия. Любовь не от сердца, а следование букве закона. О причинах расцвета типа в Западной Европе (30 гг. ХХ в., Франция) – изможденность души, стремление к полной определенности и подзаконности внутреннего мира, жажда конкретных директив во внешней жизни. Исключает творчество, созидание. Преданность букве и уставу не вмещает Христа, пришедшего к грешным и осуждающего фарисеев. Уставщичество – рабство субботе, новое идолопоклонство (примеры из жизни на Афоне).
Раздел 3. Эстетический тип благочестия. Св. Владимир выбрал православие за красоту, эстетическое воздействие. Положительное – внимание к историческим памятникам религиозной жизни. О культурном аристократизме эстетизма. Грешницам и блудницам нет места, когда церковное благолепие – самоцель. Следовательно, нет места и Христу. В этом типе нет любви. Есть любование красотой и бережение себя. Музейная психология не сочетается с творчеством.
О. Владимир о сути акта освящения.

060927 (скачать), послушать онлайн: - Очерк матери Марии Скопцовой «Типы религиозной жизни» (продолжение).
Раздел 4. Аскетический тип религиозной жизни. Религиозная жизнь, также как и творческая, всегда аскетична, независимо от вероисповедания. Об извращении подлинного и вечного аскетизма, корни которого в восточных религиях. Основное различие – в мотивации. Стяжание духовных сил и природных возможностей противоречит православной «нищете духовной», необходимости их расточения.
О плоде подлинной христианской жизни. Проблема неправильного понимания цели христианства как Моего спасения – Моя аскетика, Мои духовные упражнения, весь мир для Моего спасения. Главное – «мое послушливое стояние перед Богом», моя греховность и плач о ней. Подмена отрекающейся от себя жертвенной любви принудительной любовью как доброделаньем. Об аскетическом подвиге и псевдосвятости. Параллель между таким аскетизмом, противопоставлением себя всему миру и эгоистической жизнью в миру .

061004 (скачать), послушать онлайн: - Очерк матери Марии Скопцовой «Типы религиозной жизни» (продолжение).
Раздел 4 (продолжение). Попытка объяснения причин аскетического типа религиозной жизни, ухода от мира для спасения души. О росте духовного эгоцентризма – моя гибель, мой грех, мое ничтожество. О негативных последствиях ложных духовных ценностей. Все неотдаваемое в любви внутренне перерождается, сгорает. О самоотравлении духовными богатствами.
Раздел 5. Евангельский тип духовной жизни. (Не путать с евангелическим сектанством). Этот тип вечен, как вечно Благовестие. Об оцерковлении и христианизации. Основа – «не я живу, но живет во мне Христос». Он – единственная мера жизни. О субъективном о объективном критериях следования за Христом. Истина – в двух основных заповедях, в сопряженности любви к Богу и к человеку, в любви к Божественному миру и служении ближнему. О соотношении Божественного и человеческого.

061011 (скачать), послушать онлайн: - Очерк матери Марии Скопцовой «Типы религиозной жизни» (продолжение).
Раздел 5 (продолжение). О сущности любви к человеку. О берущей и дающей любви (пример - вариации материнской любви; даже к детям не всякая любовь христианская). О подлинной любви. Берущий и дающий вид любви к Родине, науке и искусству, к жизни, даже к Богу (видеть в Нем небесного Покровителя наших земных дел или «отдать жертвенно и смиренно в Его руки свою маленькую человеческую душу»). О христовой Любви. Без креста, самоотвержения себя нет христианства. «Любовь не ищет своего». О нищете духовной. О противоречии материальных и духовных законов. Взамен отдаваемых человеческих богатств получаем Божественные Дары. Крест – единственный путь спасения, в его конце – встреча со Христом.
Об Евхаристии – драгоценнейшем богатстве Церкви. Таинство самоотдающейся Любви, приобщающей мир жертвенной Плоти. О Вселенской Евхаристии.

061018 (скачать), послушать онлайн: - Отрывки из статьи Н.А.Струве «О консерватизме и реформаторстве в Церкви», Вестник РХД, 2000 г. О необходимости обоих направлений, их взаимном дополнении. Об опасности, когда одна из этих двух тенденций превращается в непоколебимую истину. Тайна Божественного откровения неизменна, изменчива может быть форма. При абсолютизации формы абсолютное размывается. Об авторитаризме и свободе в Церкви (исторические примеры). О реформах сверху (Соборы) и снизу (паства), примеры.
Отрывки из статьи Дмитрия Поспеловского, РХД,1998 г. О подготовке к Собору в начале ХХ в. О мыслящих и прогрессивных иерархах – свт. Тихоне Алеутском, Сергии Страгородском (будущих Патриархах), о предлагавшихся смелых реформах (довольно подробно), многие из которых до сих пор не вошли в Церковную жизнь.
О Соборе 1907г. в Пенсильвании. Предложения митрополита Московского Владимира. О соборности Церкви. О календарной реформе.

061025 (скачать), послушать онлайн: - Реакция о. Владимира на недобрую критику в журнале «Благодатный огонь» №15, 2006 г.
Чтение отрывков беседы митрополита Антония Блума «Пути к Богу» (книга «Пути христианской жизни», Киев 2001 г.)
О вере и суеверии. О религиозном опыте и вере. Пересказ проповеди св. Макария Великого. Различие путей к Богу (ап. Павел и ап. Петр). О встрече с Богом протестанта барона Николаи (в начале ХХ в.) О бессмысленности жизни без Бога, религиозном опыте как ответе на Его искание (в т.ч. примеры из Евангелия). О встрече со Христом через людей. Проблемы и преграды на пути к Богу. О прощении, о неосуждении.

061101 (скачать), послушать онлайн: - Митрополит Антоний Блум «Внутреннее молчание», Сб. «Пути христианской жизни», Киев 2001 г.
О Царстве Божием внутри нас. Цель жизни – докопаться до него. Лучшее время – говение Великого поста. О роли молчания. О бережном отношении к другим, о самостоятельном решении своих проблем. О тишине и суете. Параллель утреннего пробуждения и воскресения Лазаря. Новизна каждого дня, наша роль и задачи в нем как посланников Бога (в идеале). О свете и тьме в людях. О необходимости сознательного вступления в новый день, поиска света в себе, отрешения от всего скверного. Рекомендация о. Владимира читать Евангелие с утра и оценивать вечером прожитый день. О плодах встреч людей.
О человеческой немощи. О необходимости отдаться воле Божией с полной уверенностью, что «Он и в нас может совершить то, что Он совершил в святых».
О. Владимир о молитве, о мере помощи другим.

061108 (скачать), послушать онлайн: - Митрополит Антоний Блум «Внутреннее молчание», Сб. «Пути христианской жизни», Киев 2001 г. (продолжение).
Бог – внутри каждого из нас. О молчании как пути к Божьему водительству. О необходимости учиться внутренне молчать и слушать других по-настоящему. От слушанья других людей сердцем, без внутренних комментариев, к слушанью собственных наших глубин. О неправильном чтении Евангелия, о необходимости слушать Христа. Всегда, при любом чтении вчитываться в текст с открытым сердцем. Это тоже учит молчанию. О риске такого чтения и внутреннем росте.
Беседа 2. Рассказ о старушке, безрезультатно повторявшей Иисусову молитву и обретшей Бога в молчании. О сути молитвы – быть в Божием присутствии. Еще один реальный пример полного безмолвия, способного дать жизнь. О внутреннем молчании как даре Божием.

061115 (скачать), послушать онлайн: - Митрополит Антоний Блум «Внутреннее молчание», Сб. «Пути христианской жизни», Киев 2001 г. (продолжение).
Как не терять внутренний строй в течение дня (пример из собственной жизни). Советы о. Владимира, как ставить себя в присутствие Бога, учиться «ходить пред Богом». Каждая встреча, каждое дело может быть под Божиим покровом. Важно, _как_ мы говорим и _как_ делаем. О значительности любой встречи, любого человека для внутренней глубины нашей жизни. О простых делах как служении Богу. О пользовании молитвами святых (молитвослов). О важности их изучения, пропускания через сердце. Учиться быть честным перед собой и перед Богом. О. Владимир о Промысле Божием.

061129 (скачать), послушать онлайн: - По книге прот. Всеволода Чаплина «Лоскутки» («Православная Москва», 2006 г.)
О том, что обречено и достойно разрушения, чтобы жизнь могла обновляться. Св. Киприан Карфагенский: «Обычай без истины есть застарелое заблуждение». О христианском пути («в мире будете иметь скорбь»), но Церковь – не система запретов, а путь освобождения. Об аде и милосердии Божием. О ненависти и злобе. О свободе воли и факторах, ее формирующих. О руководстве и самостоятельности. О роли семьи. Опыт о.А.Меня – за и против. Церковь – народ Божий, она не может быть национальной (исторические примеры). Церковь – во Христе, который был нищим проповедником.

061206 (скачать), послушать онлайн: - По книге прот. Всеволода Чаплина «Лоскутки» (продолжение).
О проблеме подросткового возраста, в т.ч. отпадения от Церкви. Самостоятельность и роль родителей, молитвы за детей. Дети и Церковь. О православном «подпространстве» в миру. О расколе общества, расслоении населения и Церкви как общем Доме. О свободе и достоинстве человека. Церковь и богатство, «элитность» духовенства. О гибели о. Андрея Николаева.

061213 (скачать), послушать онлайн: - По книге прот. Всеволода Чаплина «Лоскутки» (продолжение).
О радости Воскресения Христова в удушливой атмосфере 80-х гг. О. Владимир о Пасхе сегодня, о вселенской вадости и городских празднествах. Об обществе потребления, гордыне и самоограничении. О духовном смысле болезней и здравии любой ценой. Размышление о суде и милосердии Божием, о том, кто войдет в Царство Небесное. Свидетельство о Христе – наша жизнь, наши дела. Земное царство, земная свобода, земные дела и Церковь (Царство Небесное – не от мира сего). О.Владимир о роли молитвы и добрых дел.

061220 (скачать), послушать онлайн: - Беседы о Церкви.
Понятие Церкви. О наличии Тайны, сокровенного. Ап. Павел называет Церковь Телом Христовым, жизнью Христа в нас. П.Н.Евдокимов: «Церковь – образ Пресвятой Троицы» (разъяснение). О.С.Булгаков: «Церковь – предвечная Цель и Основание творения» (цитаты из ап.Павла и П.Н.Евдокимова). О Небесной и земной Церкви. Церковь – неотмирна, познается верой, мост между Небом и землей. Хомяков: «даже земная Церковь является небесной реальностью и Божественным обществом». Церковь – духовный Богочеловеческий организм. О членстве в Церкви. О единстве Церкви (исторический экскурс). О святости, о кафоличности (соборности, истинности, вселенскости), об апостольстве Церкви. Структура Церкви, ее формирование и изменение. О расколах. Об экуменизме.

061227 (скачать), послушать онлайн: - Беседы о Церкви (продолжение).
Евхаристическое общение – знак внутреннего единства Церкви (Западная и Восточная Церковь в начале ХХ в.). Евхаристия – основной структурно-образующий элемент Церкви. Об Евхаристии, священнослужителях, литургии, причащении, соборных и апостольских правилах участия в Евхаристической Трапезе. О сути Таинства Евхаристии. О дурной традиции редкого причащения.
О Церковном Предании – апостольской традиции, «живая сила, присущая живому организму» (о.С.Булгаков). Верность Преданию – критерий подлинности Церкви. О Священном Писании как части Предания («глаголы Жизни Вечной»). О составных частях Предания, их незыблемости и изменчивости (примеры). Предание и предания.

 
© «Христианский церковно-общественный канал» 1995 - 2014. Все материалы можно свободно использовать в некоммерческих целях со ссылкой на источник.

Яндекс.Метрика