Если среди передач в нашем архиве вы нашли для себя что-то интересное и важное,
то поддержите нашу работу материально - ведь сайт существует сейчас исключительно на пожертвования.
Счет в системе яндекс-деньги 4100149007380 (перевод можно сделать через любой платежный терминал).
Подробнее - в разделе реквизиты. Если вы прослушали передачу, у которой нет описания, то сделайте его, пожалуйста,
и пришлите по почте - этим вы очень поможете будущим посетителям
нашего архива. Посмотрите, пожалуйста, инструкцию о желательном формате описаний.
Архив программы «Московские прогулки»
2005 год:
050915 (скачать), послушать онлайн:
- Неприметные уголки Москвы, содержащие биографию города, людей, поколений и веков. Улице Щукина вернули наименование, и по адесу - Большой Левшинский переулок, 12 - музей скульптора А.С.Голубкиной. Культурная хронология ХХ-го века в России продолжает века предыдущие. В наше время этот музей - филиал Третьяковки. Витрина с камеями, выполненными ею, скульптурные портреты людей Серебряного века и не только: "Карл Маркс" - работа, выполненная в 1905-м году; аллегоричекие: "Старость", "Земля"; метафора "Иуды" - предательство разрастается до исторических параллелей. Атомосфера мастерской скульптора - сказочно-богемная и трудовая - "фанатизм красоты". И город как два музея - один варварства, а другой - красоты, истории, любви.
050922 (скачать), послушать онлайн:
- По старым московским улочкам надо уметь гулять: просто поднять голову, рассмотреть ажурную решетку, остановиться в изумлении. Хотя и была снесена на Знаменке (ул. Фрунзе) церковь Знамения Пресвятой Богородицы (недавно место почтили - часовенкой Николы Стрелецкого), сохранился в ней московский дух разных времен: рождение ее теряется чуть ли ни в XII-м веке. По своему облику пластика Улицы напоминает усталую руку; в ее начале - "Дом Пашкова" (архит. В.И.Баженов); "Дом Облонских" - прообраз дома в романе "Анна Каренина"; роскошный доходный дом и дальше - "монстр" здания Александровского военного училища - пример сталинского классицизма, а следом - изящный дом Ф.И.Шехтеля на углу староваганьковского переулка (ул. Маркса-Энгельса). По другую сторону Знаменку пересекает Большой Знаменский пер., на котором рядом с Пушкинским музеем, на углу Колымажного пер. - церковь св. Антипы (XVI в.). На Б.Знаменском - серый неоклассический доходный дом братьев П. и Д. Стуловых (архит. В.Е.Дубовской , 1913-14 гг.). Знаменка - тихая изящная улица московского дворянства - антитеза Арбату."На Знаменке ты знамений не жди, но пусть одно лишь прочитала - молитву детскую она тебе шептала и в знамении креста персты твои сжимала". (М.Ю.Лермонтов)
050929 (скачать), послушать онлайн:
- Дома - "немые" свидетели прошлого лишь оттого, что трудно понимать их язык - ушедших людей и времени. Начало века - "ананасы в шампанском..." - "это пульс вечеров" - "из Москвы в Нагасаки"... Новизна века: науки, надежд, внешнего вида - потому современен и модерн, электрическая нервность даже в религиозных исканиях, звон разбитых стекол на лекциях знаменитостей (И.И.Мечников - об А.Бергсоне). Дома отличаются чем-то неуловимым, модерн мечется - переодевается: фотографии рубежа XIX-XX вв - люди двора в одеждах XVII-го века. В архитектуре маскарад: китайский - на Мясницкой, Древняя Греция - на Волхонке, Англия на Театральной, Древняя Русь - на Большой Ордынке, арт нуво веет от дома на Арбате, "мавританский" дом А. Морозова, не то кирха, не то - синагога - дом Ф.И.Шехтеля в Ермолаевском - близ Партриарших прудов. Слова архит. Г.Т.Крутикова (1940-й г.), что Москву надо знать и сохранять, а не уничтожать в ней "энциклопедию мировой культуры и архитектуры". Симптоматично появление Музея изящных искусств - в 1910-е гг - "на последнем свободном участке в центре города". И весна века - его начало, но и атмосфера многолюдства и бунта.
051013 (скачать), послушать онлайн:
- Город как старое барское пальто с бобровым воротником, с карманами глубокими и потайными: даже Карманитский переулок есть в Москве. Запутанное "Приарбатье": Трубниковский, Плотников пер.: дом № 19 - асимметричный модерн (архит. А.Зеликсон, 1908 г.), под Анастасьинскую городскую рукодельную школу построенный. Другой доходный дом - по Б.Николопесковскому (архит. Ф.Ф.Воскресенский, 1903 г.), Старопесковская церковь с богатым подбором колоколов. Переулок Каменная слобода (м. Толстовский, Резчиков, он же - Воеводин), очень московский кирпичный домик с решетками, с подобными кивоту для иконы проемами - до революции это была церковная школа. На углу с М. Коковенским пер. (название, "утягивающее" к XVII-му в. - Степану Коковину, стрелецкому полковнику) - дом с характерным фризом, а рядом - неоклассический с лепными гирляндами на балконах (там квартировал А.Н.Скрябин). А.Г.Пиотрович (ум. в 1916-м г., похоронен на Немецком кладбище) - один из авторов доходных домов в этой части города и множества домов на окраине: в Б. Подсосенском, Лялином, Фурманном, Б. Афанасьевском, на Б. Молчановке. Здание в нижней части ул. Композиторской (Трубниковский пер.) - "зады" Нового Арбата - неоклассический отреставрированный дом, а справа - новое здание "многоуровневой этажности" вопреки своему уродству дает ракурс на церковь и колокольню Спаса на Песках и поленовский "Москоский дворик" как в раме картины - в обрамлении Трубниковского. А внизу переулка дом начала века (ХХ-го) с лепными "путти" над входом. Это - мальчики-ветры Москвы.
051019 (скачать), послушать онлайн:
- Москва невоплощенная - история неосуществленных проектов: то, что должно было быть построено в Москве в 30-40-50-е гг осталось "на бумаге". Призрак новой постройки - "Дворца Советов" в те годы не является только идеологическим фантомом. В 20-е гг творили ведущие архитекторы, дореволюционные академики с признанными именами - И.В.Жолтовский, А.В.Щусев. Их архитектурные мастерские со своим "почерком": не принятые варианты метро "Красные ворота", например. В изданиях 1934-36-го гг - небоскреб для учреждений ВСНХ - проект архит. В.М.Лопатина, руков. Ладовский Н.А. (1923 год) - показан контраст новых принципов со старыми творениями. Первый проект мастерской И.Фомина - "Дом Наркомата тяжелой промышленности" по адресу: Москва, Красная площадь. Все последующие высотки ориентировали на Дворец Советов, на проекте занимавший место взорванного храма Христа Спасителя. Проект "Дома Радио" на Миусской пл., института Маркса-Энгельса-Ленина на Гоголевском бульваре (архит. А.Г.Мордвинов и др.). Вмешательство войны в архитектурные проекты - к ним не вернулись по ее окончании. Осуществленные мастерской № 2 (Щусева А.В.) - проекты комплексной застройки - воплощение идеи города-сада: "дом-подкова"; проект "Центрального дома Аэрофлота" (архит. Д.Чечулин, 1934) и жилого дома ИТР - для ул. Горького - Тверской. На Пречистенке собирались построить жилой дом - № 12 (архит. Парусников, Соболев) на месте церкви Св. Троицы. В истории архитектуры Москвы совершался переход от "левого" искусства 20-х гг, "помпезного" - 30-х - к утилитарному строительству 60-70-х гг.