Радиостанция «София»
Христианский церковно-общественный канал
 
               

Если среди передач в нашем архиве вы нашли для себя что-то интересное и важное, то поддержите нашу работу материально - ведь сайт существует сейчас исключительно на пожертвования. Счет в системе яндекс-деньги 4100149007380 (перевод можно сделать через любой платежный терминал). Подробнее - в разделе реквизиты.
Если вы прослушали передачу, у которой нет описания, то сделайте его, пожалуйста, и пришлите по почте - этим вы очень поможете будущим посетителям нашего архива. Посмотрите, пожалуйста, инструкцию о желательном формате описаний.

Архив программы «Московские прогулки»

2003 год:

030529 (скачать), послушать онлайн: - Москва - это город музей и город музеев. Музеи - главные и любимые - дух Москвы. Впечатления от Оружейной палаты. Третьяковка - символ безвременья. Поздние рукотворные музеи. Лермонтовский музей - прикосновение к истории: коллекция лермонтовской живописи. Дом Хомякова на Собачьей площадке. Сивцев вражек - Герценовский домик: "Былое и думы" - панорама эпохи. Дом Аксаковых, где останавливался Гоголь. Музей-квартира Пушкина на Арбате. Музей современного скульптора Бурганова - распространяющийся скульптурами (Тарковский, Бродский, Бунин) на Афанасьевский переулок. На Пречистенке - Пушкинский музей, особнячок Литературного музея Толстого - пример общественного музея. Путеводитель (1917 года издания) по залам Музея изящных искусств - с указателем того, кто что в музей подарил. "Итальянский дворик" - до семнадцатого года известный как "Христианский дворик"... Не ставший музеем дом Варвары Тургеневой на Остоженке, где была написана повесть "Муму". И музей вооруженных сил - бутафорски неподлинный. Музеи - многоголосные свидетели прошлого.

030605 (скачать), послушать онлайн: - Музеи, составлявшие славу Москвы и всей России, сейчас вряд ли помнит много людей. Знаменитая Румянцевская библиотека - Ленинская - Российская государственная - была частью громадного Румянцевсеого музея, который в Москве существовал с 1866-го года в "доме Пашкова". До 1925-го года - там находилось "Явление Христа народу" Александра Иванова, любоваться которым приходил В.И. Суриков, работавший над росписями Храма Христа Спасителя. Потрясения в ХХ-м веке пережил и Исторический музей, но пафос просвещения народа - доступность культуры - присутствовал: Кремлевские дворцы - открытые для бесплатного осмотра. Надпись на Румянцевском музее - со стороны Знаменки: "На благое просвещение". Путеводитель "Москва в 7 дней" - бесплатное приложение к журналу "Задушевное слово" содержит список всех дореволюционных музеев. Запись 1913-го года о Колокольне Ивана Великого: "осмотр ежедневный. Спросить - сторожа" - выражение неофициальной русской идеи того времени. Несколько частных дореволюционных галерей: художника Остроухова, галерея Щукина, цветковская... Никольская улица: Синодальная библиотека, Печатный двор. Музей городского хозяйства на 1-й Мещанской. Морозовская галерея на Пречистенке - служение культуре, с эстетическим чутьем осуществленное. Дашковский зал - в Румянцевском музее - живое осуществление руской истории через портреты - лица того времени.

030612 (скачать), послушать онлайн: - - Москва лишается своей неповторимой старины, но останется живая память о Москве - в книгах. Эпоха "дышит": одна из типографий - "Красный пролетарий" - "Кушнерев и К" на Пименовской, т.к. рядом - церковь св. Пимена: мраморный иконостас, выполненный по эскизам Ф.И. Шехтеля, а служил в ней - А. Введенский. Кушнеревская типография печатала журнал Серебряного века "Золотое руно" - меценат Николай Рябушинский. Московские букинисты: запись лекций М.Н. Розанова об эпохе Просвещения, прочитанных в 1912-м году на Высших женских курсах; на Никольской - акад. Н. Тихонравов; переплеты антикварные; "Словарь московских книгонош" Евг.Иванова: "кирпичи" - книги классиков, "липа" и "росбись" из разных страниц. "Прохладные букинисты" у Никитских ворот; издания революционного времени с ятями и ерами; "Поэты пушкинской поры" - изд. уже национализированной "бывшей Кушнереской типографии", подготовленное Ю. Верховским до революции. "Вот и пролетела жизнь, а книги остались".

030619 (скачать), послушать онлайн: - По московским букинистическим лавочкам, многих из которых нет, да и домов, в которых они находились, уже порой нет. "Букинист" на Сретенке и др. Время превращало книги в пыль, в хлеб, в дрова: выбор сохранения человеческой жизни и утраты памятников культуры. Парадокс "рукописи не горят" - книги из Троицево-Сергиевой лавры, сохраненные в библиотеке; книги - "друзья" и судьбы, которые за ними прячутся. "Обращение к книгам" Антиоха Кантемира (переложение Горация): "скушен вам, стихи мои, ящик..." Русская орфография 18-го века: "щастье" - "щлейф" и изящество века. Места, где собирались букинисты в 19-м веке - вдоль Никольской улицы у Китайской стены: памятник Ивану Федорову - все дышало книжной культурой. В 17-м - 18-м вв московским "книжным местом" было начало Москворецкого моста. Самая редкая русская книга, пожалуй, - "Путешествие из Петербурга в Москву": первое издание было напечатано Радищевым в своей типографии дома, от уничтоженного потом тиража осталось несколько экземпляров - в разных библиотеках. Последующие издания, "там-издат", "сам-издат" - пласт русской культуры. Книги - свидетели трагедий: серия "Academia" 30-х годов, "Путешествие Гулливера" 1936-го года издания с дарственной надписью года 1946-го. Поэма И.П.Мятлева - в кожаном переплете с цветочками 1856-го года издания. Книги останутся бессмертыми, воспоминанием о старой доброй старине - напоминанием о вечности.

030626 (скачать), послушать онлайн: - Привилегия москвича - иметь особенное место в Москве: первые воспоминания, любимые уголки. Немецкая слобода - с множеством немосковских черт, но сохранившая старый московский дух: "музыка" названий - Гарднеровский переулок - фарфоровая фабрика Френсиса Гарднера находится в подмосковных Вербилках. Переулок "Бригадирский " - отсыл к Фонвизину и к русской армии петровских времен; "Старокирочный" - к старой Кирхе, в Немецкой слободе располагавшейся. Яуза - одна из границ Немецкой слободы, Екатерининский дворец, ставший 1-м кадетским корпусом, давшим России таких воспитанников Немецкой слободы как П.А.Федотов, А.И.Куприн, А.Н.Скрябин. Ручей Кокуй - другая граница Немецкой слободы, а третья - сельцо Елоховское, родина Василия Блаженного, сейчас там высится Богоявленский собор. Бауманская - до 1919-го года - Немецкая улица: адрес 1-й Аптеки петровского времени. Лефортово, Доброслободская ул. - под ней течет ручей Кокуй. В Елоховском соборе - мощи митрополита Алексия, в нем крестили А.С.Пушкина; церковь Никиты мученика - середины 18-го века, построенная Д.В.Ухтомским, создавшим и "Красные ворота" в начале Басманной улицы, где был расположен деревянный дом В.Л.Пушкина - дяди поэта.

030703 (скачать), послушать онлайн: - Продолжение прогулок по "Немецкой слободе" - Москве петровской и новорусской: одновременно это и уголок старомосковский - "старообрядческое Лефортово". На углу Гаврикова переулка и ул. Фридриха Энгельса (до революции - Ирининской, - по названию церкви на ней располагавшейся) возникает среди строений бывшего немецкого рынка церковь Покрова Богородицы с шатровой колокольней - архитектора Ильи Бондаренко - старообрядческий "модерн", первая, построенная из бетона. Мимо "Палат Щербакова" (XVIII в) к неоклассике - Московской хлебной бирже и далее к Девкину переулку (Баумановской улице) и Екатериниской церкви. Эклектичный доходный дом с латинской буквой R - купца Рахманова: Немецко-придворный быт по соседству со старообрядческим. "Грот" в Лефортовском парке архитектора Растрелли - 1745-го года; Госпитальный проезд - петровские "гошпиталь", "вдовьи дома"... Мимо церкви Петра и Павла - к Введенскому кладбищу: для иностранцев в России - св. д-р Ф.П.Гааз, сподвижник Петра - Патрик Гордон... Великолепный склеп - семейства Эрлангеров, архитектором Ф. Шехтелем сооруженный, внутри часовни - мозаика К. Петрова-Водкина. Московский "старец" о. Алексей Мечев, архимандрит Трифон Туркестанов, матушка Фамарь - нашли свой покой также на этом "немецком кладбище", в этом месте, "где прошлое - не прошлО".

030710 (скачать), послушать онлайн: - Московские неправославные храмы вкраплены в канву города - лютеранская церковь апостолов Петра и Павла в Старосадском переулке; Выползов переулок - хоральная мечеть, построенная в начале ХХ-го в. и обозначенная в справочнике как "татарская" (архитектор Н. Жуков); рядом - "медресе" (училище). Внутри мечети скромны, но орнаментально украшены богато, устланы коврами, стены окрашены. В местах, где начиналось еврейское расселение рубежа XIX-XX вв., в основном - ремесленное, расположены cинагоги: в районе "Зарядье" - строительство 1906-1911 гг по проекту Р.И.Клейна. Архитектурная форма cинагоги - классическая, с великолепными мозаиками, с такими деталями быта как скамьи, "пюпитр" для молитвенника и общее для разных религий присутствие нищих стариков, подать которым рядом с храмом - потребность прихожан. Рядом - Иоанновский монастырь; скульптура Эрнста Неизвестного, посвященная жертвам Холокоста - имитация Стены плача. Не поддающиеся тиражированию святыни...

030717 (скачать), послушать онлайн: - Московские храмы "иных исповеданий", выросшие из естественной жизни - "спрятаны", в отличие от петербургских - явно представленных. В московской мечети - четки под ковриком, в синагоге - мозаики Р.И.Клейна: "Ливанские кедры" - с привкусом модерна и напоминанием о дереве, из которого была сделана крыша храма Соломона. На Солянке - мощный доходный дом Московского купеческого общества ("соляной двор") архитектора В.В.Шервуда . Дальше - церковь Рождества Богоматери "на стрелке". По улице Забелина (дореволюционное название) и Старосадскому вверх мимо Иоанновского монастыря - по правую руку лютеранская церковь Петра и Павла, которая строилась в начале ХХ-го века (1903-1913 гг, по соавторскому проекту архитекторов В.Коссова и Вильяма Валькотта). Во дворе этого храма - здание капеллы, построенное Ф.И. Шехтелем в конце XIX-го века.Также готическая, англиканская церковь св. апостола Андрея (1882-1884 гг, архитектор Р.К. Фримен) в Вознесенском (Брюсовом) переулке. На углу же Старосадского пер. и ул. Маросейка - Космодамианская церковь, а через Армянский и Кривоколенный переулки пройдя к Милютинскому, выйдем к самому старому в Москве Католическому собору Св. Людовика (1827-1830 гг,арх. Д.И. и А.О. Жилярди), построенному поближе к Кузнецкому мосту - месту обитания тогда французской колонии в Москве. Чаша в форме раковины - их изображение за 500 лет до того на Архангельском соборе появилось), - это напоминание об итальянском воображении, о шуме прошлой и об очертаниях будущей жизни.

030724 (скачать), послушать онлайн: - По любимым московским улочкам: Остоженка - "остожье", где в древности были стога и паслись царские табуны. Она имеет менее громкую репутацию, чем Арбат, но дома ее открываются как страницы старой книги, в которую вливаются ручейки переулков, в названиях которых заключена история - церквей, дворянских фамилий: Обыденский, ВсеволОжский. На углу Остоженки и Зачатьевского переулка - церковь Воскресения Словущего ("Новое Воскресение"). В середине 30-х гг ХХ-го в. происходило "вскрытие" Остоженки в связи со строительством московского метро (первое переименование ее в Метростроевскую), снос храмов. Дома "давали трещины": старый дом (Книжная палата) стянут железными рельсами. План перестройки города предполагал превратить Остоженку в "аллею Ильича", - на месте церкви Воскресения остался "невнятный скверик", с которого решеточку 1947-м году, к 800-летию Москвы поставленную, к 850-летию - растащили. В угловом доме жил С.М. Соловьев, был написан 1-й том его "Истории..." и родился В.С. Соловьев. Напротив "ин'яза" - "Коммерческого училища" - усадьбы (архитектор М.Ф. Казаков) губернатора П.Д. Еропкина (Еропкинский пер.) - была церковь , в которой крестили И.С. Тургенева. В начале Остоженки, где она сходится с пречистенкой (Кропоткинской) - "Красные палаты", а на месте домика, где квартировал когда-то В.И. Суриков, и снесенного в 1970-м году, - памятник Ф.Энгельсу. Рядом - станция метро "Кропоткинская", побывавшая станцией "Дворец советов". На Пречистенке располагалась одна из Филипповских пекарен, известна ароматами хлеба угловая "Булочная". Остоженка, - улица, сохранившая теплоту: Путеводитель открывается эпиграфом из "Зойкиной квартиры" М. Булгакова: "я могу жить только на Остоженке"...

030904 (скачать), послушать онлайн: - После Остоженки, миновав площадь Пречистенских ворот, поворачиваем на Пречистенку. "Два луча" - от некогда стоявшей здесь семиверхой башни "Белого города", на которую в рассказике А.П. Сумарокова веселый москвич был "заведен". Здесь же - на Пречистенке разворачиваются действия в "Собачьем сердце"и в романе "Мастер и Маргарита" М. Булгакова (дом на углу Чистого (Обухова) и Пречистенки претендует быть прототипом дома проф. Преображенского). В начале Пречистенки - угловой эклектичный домик с лепниной был куплен в начале ХХ-го века булочником Д.И. Филипповым; самая старая Аптека (с 1873-го г. - А. Фанбрихера),а перед ней - новая: "Старый лекарЪ". Дальше вверх по правой стороне улицы - особняки, "выставка дворянской спеси": усадьба Коншиных ("Дом ученых"), Дениса Давыдова, Морозовская, Охотниковых, Самсоновых... Цитата из книги вечности - дворец Долгоруких (творение М.Ф.Казакова) - с "путти" наверху, такими же как на доходном доме в Чистом переулке. Переулки, связывающие Остоженку и Пречистенку и доходные дома на них: "доминанта" - дом пожарной части (конца XVIII-го в.). Дом 70-х гг ХХ-го в. - перед которым памятник В.И. Сурикову (картины: "Зубовский бульвар","Иллюминация Москвы", "Вид Москвы" - с колокольней ц. Ильи Обыденного. Троицкий переулок, переименованный в Померанцев, - по имени прапорщика, погибшего, согласно надписанию: "осенью 17-го года в ходе революционных боев с юнкерами", но как оказалось - выжившего и дожившего до 70-х годов - одна из мистических историй Москвы.

030911 (скачать), послушать онлайн: - С "парадной" Пречистенки свернем на переулок Сивцев вражек, в его уютную атмосферу. В разные времена - разные постройки и обитатели: сначала - одноэтажные, позже - "доходные", в начале ХХ-го века здесь жила Марина Цветаева. Потом этот старомосковский лабиринт переулков между Пречистенкой и Арбатом был застроен удобным безархитектурьем для высокопоставленных жильцов. Излом - "течение" Сивцева вражка объясняется изгибом речки Сивки, некогда здесь протекавшей и позднее в трубу спрятанной. В XVII-м веке здесь живут ремесленники, а в веке XIX-м - литературные страсти кипят; и тень опричнины здесь тоже "бродит", - в новом черном обличьи. О середине 1930-х гг вспоминал Ю. Либединский - о "воронках", проезжавших ночью; А. Ахматова останавливалась в его семье. Дома разные: неоклассицизм, доходный дом "средней руки", решетки - ограды старой Москвы, отделяющие двор от улицы. здесь начинались первые литературные опыты Л.Н. Толстого, жили здесь - М.А. Шолохов, А.И. Герцен; кто-то живет в здании, выстроенном для многодетных семей. Церковки: Филипповская, Власьевская; Грузинская Часовня, со школой на первом этаже и посаженными патриархами во дворике виноградными лозами. Снова вспоминаются жившие здесь: Ираклий Андронников,Дм.Н. Ушаков - автор словаря русского языка (с начала 40-х по 60-е гг), как возможность отправить письмо по определенному адресу и непременно - даже через столетие - получить ответ...

030918 (скачать), послушать онлайн: - Подошли к Арбату, где было много характерно московских маленьких, прекративших в середине 90-х свое существование магазинчиков, например, "Бублики"; или цветочный магазин - недалеко от Серебряного переулка, где до середины 30-х гг стояла церковь Николы Явленного- времен Бориса Годунова, тоже утраченная. Превращаясь в первую в Москве пешеходную улицу, Арбат изменяет свое каменное лицо, но стало трудно неспешно гулять по нему - фальшиво театральному. Настоящий Арбат сохранился в Вахтанговском театре, в почти современном - послевоенном здании (архит. П.В. Абросимов): особняк В.П. Берга, в котором студия сначала размещалась, был разбомблен в 1941-м году. Не получилось Из Арбата и памятника под открытым небом, за подлинным обликом старой Москвы надо свернуть в переулки. В Староконюшенном переулке - дом А. А. Пороховщикова с узорными наличниками, карнизами и подзорами, (архитектор А. Л. Гун и резчик по дереву И. А. Колпаков). Особняк в Кривоарбатском переулке архитектора К. Мельникова - из другой эпохи. Первое упоминание об Арбате в московской летописи - 28 июля 1493 года в связи с пожаром, начавшимся с церкви Николы в Плотниках, колокольня изображена у В.Д. Поленова - "Московский дворик". За рестораном "Прага" (перестроенной арх. Львом Кекушевым) - гостиница "Столица", купленная в 1897-м году Г. Шанявским, доход от которой он направлял на созданный им первый общедоступный университет. Дом Хитрово, в котом А.С. Пушкин провел несколько месяцев с Натальей Николаевной - напротив памятник им. Здесь много и булгаковких мест - магазин Торгсин, в одном из переулков жила Маргарита. Особняк Второва у "Спаса на Песках", где в XIX в. разбит скверик - "Пушкинский" и поставлен памятник поэту. На Арбате недавно поставлен памятник Б.Ш. Окуджаве - попытка воссоздать ушедшую Москву, воспетую им. Память, сохраненная в булыжнике мостовой и в восточном названии улицы - Арбат.

030925 (скачать), послушать онлайн: - Старый Арбат - "бродячие" артисты,- напоминание о московских цирках: "старом" - А. Саломонского - на Цветном бульваре (построен в 1880-м году, архит. А. Вебер) и "Никитинском" - на Триумфальной площади (построен в 1910-1912-м гг, перестроен в 1960-е гг - нынешний "Театр Сатиры"). Новый цирк строился и на Воробьевых горах,но помнится тепло цирка "старого" - Карандаш, с 1930-го по 50-е гг смешивший москвичей: "Смотрю на лица зрителей из-за занавеса..." - в его словах - московская задушевность. Цирк - это модель мира, в котором есть место и трагедии. Центральный рынок - теперь груда кирпича - тоже знаки времени. Прилегающие переулки, немало чеховских мест - "сретенских", где было написано немало строк: рассказ "Толстый и тонкий" - это и маски цирка. Цирк на Цветном сохраняет имена и Ю. Никулина, и Карандаша, и Л. Енгибарова, Олега Попова и всех, кто в нем выступал.

031009 (скачать), послушать онлайн: - Если театр начинается с вешалки, то музей - место, где время остановилось, - с музейных тапочек. Музей В.М. Васнецова на улице, переименованной в его честь, - из бывшего 1-го Троицкого переулка. Бывшая Троицкая слобода - нынешний комплекс "Олимпийский", в которой этот "дом-сказка" с садом, - это кусочек старого московского угла. 1-й этаж дома - терема, с мебелью, вырезанной по эскизам В.М. Васнецова - из столешницы петровских времен: театральность обстановки из той эпохи, окруженной стариной. Пространство 2-го этажа - мастерская художника: старинное кресло, аквариум начала ХХ века с "золотыми" рыбками - живыми, но молчащими. Строительство дома началось в 1894-м году, в этом доме скончался Виктор Михайлович в 1926-м году. В Троицкой же слободе - Подворье Свято-Троицкой лавры и "митрополичьи палаты", "архимандритов дом" - с 1760-го года здесь жили митрополиты: Платон (Левшин), мтрпт Филарет (Дроздов) и первый избранный Собором (1917-1918 гг) патриарх Тихон (Белавин). Отсюда начинался путь Патриарха в заточение Донского монастыря, а музейные вещи молчащие, - рабы времени "живут" где-то.

031016 (скачать), послушать онлайн: - О приобретении - теряя: сюжет в Летописи Москвы о "Белом городе", полукругом стен охранявшем Москву (XVI в., мастер - Федор Конь). С удалением стены от внешних границ, по валу происходит устроение бульваров, и к Екатерининскому времени сохранивших старые названия "ворот": пречистенских, арбатских, покровских, - бывших в стенах города вплоть до XVIII-го века. В 1796-м году открыли 1-й - Тверской бульвар, в ХХ-м веке Марина Цветаева гуляла по нему с няней - "от Пушкина - к Пушкину". У Петровских ворот сохранился домик с легкими чертами модерна наверху, а на излете Чистопрудного бульвара (когда-то "Поганых" прудов) - у Покровских ворот - гостиница. На Гоголевском бульваре сохранилось ощущение вала между внутренним городом и внешним - через перепад "горок". Переходя от "нового" памятника Гоголя к коротому Никитскому - Суворовскому и через Тверской бульвар - по бульварному "кольцу" попадаем на Страстной бульвар, "съеденный" современным сквером у памятника Пушкину и кинотеатром "Россия" и спускаемся к бульвару Петровскому. "Зажатые" транспортными проездами бульвары - Сретенский, Яузский (упирающийся в Яузу, с трамваем "Аннушкой"): картина В. Маковского "На бульваре" (1886 г.) От несостоявшегося плана 30-х гг - продолжить бульварное кольцо в Замоскворечье - "скошенное" здание Радиоцентра. Но сохранилось в бульварах очарование красоты и простоты маленького кусочка природы, обнимающего человека и принимающего его под свой покров...

031023 (скачать), послушать онлайн: - Одна из самых красивых площадей бульварного кольца - Трубная, один угол которой испорчен выступающим зданием - Дома политпросвещения. В конце XIX-го - начале XX-го вв здесь располагался Московский птичий рынок, о котором и в бытописаниях того времени, и в газетах можно было прочитать. "Московские ведомости" за 1756-й год: "... продаются вывезенные недавно из-за моря кинарейки..." - для услаждения их пением слуха московитов, большую часть времени в домах проводящих. На современной "Птичке" оставлены голуби - напоминают о московских "голубятнях", рыбки... Рыбы - и "свои", и экзотические: "аквариумист" отсюда нес домой мир своего хобби. "Зоологические лавки", магазины "Охотник" и те, которые торговали "добычей" охотников и разведение цыплят, кроликов и свиней в московском доме - картинки хрупкого мира живой жизни. Странное переплетение мира выдуманного и мира реального - холодного современного города.

031030 (скачать), послушать онлайн: - Долгими московскими набережными, продвигаемся мимо Воробьевых гор, Котельников - в сторону Кремля, к Новоспасскому монастырю. Через Новоспасский мост поднимемся к шедевру русского зодчества Крутицкому подворью, пережившему времена - от золотоордынских до сходного с ними по разрушительности времени века ХХ-го. Трудом тщательного реставратора Петра Дмитриевича Барановского многие шедевры сохранены и восстанавливаются благодаря его чертежам, составленным в беспощадных условиях. Трагические страницы истории Крутицкого подворья: заточение здесь протопопа Аввакума Петрова в XVII-м веке, а в ХIХ-м содержался А.И. Герцен, в ХХ-м - полицейская жандармская часть продолжится в 30-е гг... Легкие пропорции, арочные переходы, проемы ворот "чудо-терема" (арх. Ларион Ковалев, XVII-й век) уютно сочетаются с основательной кладкой митрополичьих палат, жемчужными изразцами и цветниками в этом Живом учебнике русской архитектуры.

031106 (скачать), послушать онлайн: - Прогуливаясь по набережным Москвы-реки, останавливаемся у стены Кремля. На другой стороне реки - в Замоскворечье - особняк П. Харитоненко (ныне - Английское посольство), построенный в конце XIX в. (архит. Д.Н. Чичагов, стиль Ф.Л. Шехтеля). Через Большой каменный мост и отводной канал, окружавщий болотное место (позже Болотную площадь) подойдем к особняку и разглядывая его, мысленно пройдемся по местам Москвы с английскими архитектурными чертами. На островном промышленном пространстве - шоколадная фабрика "Красный Октябрь". У "стрелки" между рекой и каналом, - здание московского яхт-клуба 1867 года, - место, где в конце XIX-го века проходили соревнования яхтсменов ("вполне английское занятие"!). От Малого каменного моста оглянемся на серую громаду "Дома на набережной" (архит. Ионафан) и на здание Центральной электрической подстанции архитекторов К. Гепенера и А.Ф. Мейснера (нач. ХХ-го века) с башенкой перед ним. Софийская набережная, - на ней расположена церковь Софии, Премудрости Божией с колокольней (1862-68 гг, архит. Н.И. Козловский). На Берсеньевской набережной яркая церковь Николы угодника, отреставрированные Набережные палаты, палаты дьяка Аверкия - сродни Петербургу - легкие и основательные. Фундаменты XV-го, а сами палаты XVII-го века; в спорах об архитекторе для строения этого периода отдают предпочтение Ивану Зарудному. Река Москва - полноводней, чем в начале ХХ века, но укрощена - от наводнений, наметки на одной из не сохранившихся островных церквей отмечали уровень воды в - с конца XVIII-го века до памятного наводнения 1908-го года. Метафора - превращения Москвы в другие города - у моря или при реке расположенных.

031113 (скачать), послушать онлайн: - На московской "островной" Болотной площади был казнен Емельян Пугачев, а название ее, подобно станции "Дно", на которой было подписано отречение императора Николая II-го, выявляет смыслы российской истории. На скверике площади - памятник И. Репину, а по мостику ("Лужкову") через отводной канал пройдем в Лаврушинский переулок - к Третьяковке. Памятник П.М. Третьякову перед музеем (скульптор А.П. Кибальников) и фасад здания как чудо-сказка - вводят в храм руского искусства. Картина, с которой началось собирание произведений искусства - "Стычка с финляндскими контрабандистами" В. Худякова. По Лаврушинскому - и следы порушенных и сбереженных палат, и приют имени П. М. Третьякова (дом № 3/8), и здание 1909-10 гг (архит. П.С. Курдюков). Церковь Воскресения в Кадашах по соседству с серым "писательским" домом довоенного "сталинского" времени. Березка на карнизе такого дома - аллегория русской словесности - судеб в нем прерванных. Но в "заветный срок" - прорастающих к жизни (В. Ходасевич), как барочные элементы в демидовских оградах.

031120 (скачать), послушать онлайн: - Панорама Замоскворечья 100-летней давности - на фотографии того времени уходит вглубь горизонта, насколько позволяла техника начала XX-го столетия. Она изукрашена колокольнями церквей, их пятиглавиями и куполами, самый мощный из них - купол церкви "Всех скорбящих радость" на Большой Ордынке (связана с именами В. Баженова и О.И. Бове). Утрат в облике Замоскворечья много, и утрат церковных - особенно. Хотя в нем и угадывается церковь Воскресения в Кадашах, Ивана-воина на Якиманке, Григория Неокессарийского на Полянке (с изразцами мастера Степана Полубеса) и дальше - Троицы в Вешняках, барочная церковь папы Климента - в Климентовском. Самая тяжелая площадь - Калужская, на ней не сохранилось ни одного здания, все современные. Церковь Иоакима и Анны, давшая имя улице Якиманке, тоже была снесена, нет Параскевы Пятницы на Пятницкой. Нет ц. вмч. Никиты в Татарской слободе, была снесена в 1935-м году (архит. М.Д. Быковский). Неподалеку сохранилась церковь Николы в Кузнецах, а снесенные можно долго перечислять. Радостное и трагическое Замоскворечье - это "пособие по истории архитектуры": "... и только остались в паркете коленок следы да молитв".

031204 (скачать), послушать онлайн: - Отправляемся в исторический "железнодорожный бум": на заре XIX-го века и особенно во второй его половине строительство железных дорог по всей России оставило великолепные здания вокзалов. Как игрушка - небольшой вокзал пригородной станции "Кунцево" (архит. И.И. Струков), или мощный Ярославский - воплощение волости, куда с вокзала отправлялись: терем. Соседний с ним Николаевский (Ленинградский) - строгий "тоновский", педантичный, как все царствование Николая I-го. А из Замоскворечья по Пятницкой - к площади Павелецкого вокзала, которая в начале ХХ в. называлась "Саратовской" (архит. Ю.Ф. Дидерикс). Южное по направлению и по оформлению здание вокзала, отреставрированное в 80-е гг. Все вокзалы, включая Киевский (архит. И.М.Рерберг и В.К.Олтаржевский, инженер В.Г.Шухов, 1912-1917 годы), строились на месте прежних и знаменовали определенный этап в русской истории - эпоху больших надежд страны и лицо столицы, о которой Кнут Гамсун писал в заметках под названием "В сказочной стране", что "Москва — это нечто сказочное!". Тогда они обозначали край города: "новый" стеклянно-бетонный Курский вокзал, Площадь трех вокзалов (Комсомольская); Белорусский - бывший Александровский (архит. И.И. Струков), - как и станция Кунцево и другие вокзалы - с элементами игры в город, в железную дорогу. Триумфальные ворота здесь стояли до 1936-го года, на этот вокзал возвращались с войны в 1945-м году. Рижский вокзал (архит. Ю.Ф. Дидерикс, 1902 г.) - немного в стороне расположенный - у Крестовской заставы, связанной со встречей мощей митрополита Филиппа, мощные водовзводные башни на которой были построены в 1893-м (архит. М.К. Геппенер), а в 1939-м - разрушены. Рижский был и Ржевским, а еще раньше западное направление дорог от Москвы от этого возала - Виндавского когда-то, начиналось с перемены колес на вагонах: "вокзал был Ржевский, а хлеб был Рижский, но хлеб стал Ржевский, вокзал же - Рижский; Но все же тайно кирпич нашепчет: вокзал Виндавский, вокзал ведь царский. И пусть колеса стучат о новом, ведь шпалы будут им петь о старом".

031211 (скачать), послушать онлайн: - Продолжение прогулки вокруг московских вокзалов. Отправляясь в путешествие или командировку, проходим через суету Савеловского вокзала - провинциально тихого. Площадь и здание Киевского возала 1914-15 гг. - уже времени 1-й мировой войны (архит. И.М.Рерберг и В.К.Олтаржевский; инженер В.Г. Шухов проектирует стеклянный навес, под которые подходят поезда) - идеальная кинематографическая натура для воспроизведения стиля времени - сплетения в нем техники с эстетикой. Тема убранства Киевского вокзала - два герба: Московский и Киевский - в нерасторжимости. На той же площали с Киевским - Три вокзала как воплощение исторического диалога эпох и гениев: К.А. Тона с А.В. Щусевым и с Ф.О. Шехтелем, в который подключаются архитекторы высоток, и еще - церковь Петровская, а позади - здания 70-х гг и тут же - современный небоскреб, "разрывающий" привычную перспективу. Внутреннее украшение Николаевского - все ещё Ленинградского - вокзала, связано с перемещением правительства из Петербурга в Москву, а не с историей основания города, как это реализует встречающая приезжающих в Петербург на Московский вокзал скульптура Петра I-го.

031218 (скачать), послушать онлайн: - От вокзалов, с которых уносят людей вдаль поезда, - к синематографу, начавшемуся с кадров братьев Люмьер - движущегося поезда, к кинематографу, уносящему в мир грёз. Стилистика сохранившихся зданий для такого массового искусства как кино - неоклассицизм. Типичный пример - кинотеатр "Форум" на Садовом кольце (архит. Н.Ф. Кольбе, 1914 г.), украшен греко-римскими барельефами, с колоннами. Кино-театр "Колизей" (архит. Р.И. Клейн, 1915 г.) - с классическим изяществом форм. "Художественный" (его перестраивал Ф.О. Шехтель) - старейший московский кинотеатр, уводящий в первое десятилетие ХХ-го века, - "шаткое", с предательским характером модерна, и во второе десятилетие - появление ясности неоклассики архитектурных форм. В кинематографе - печаль невозвратной жизни, как и в отсутствии нынче у Никитских ворот кинотеатра "Повторного" фильма. На Арбате - кинотеатр "Наука и знание", на Тверской - "Арс" (театр им. К.С. Станиславского), "Великий немой" - на Тверском бульваре (потом стал к/т "Новости дня"). Экран - как зеркало жизни и как "Иллюзион" (тоже наименование кинотеатра), киноклуб. Символ долговечности - на экране, но со временем изменяются и здания кинотеатров, оказываясь символом эпохи. "Стрекочет лента, сердце бьется - тревожней и веселее".

031225 (скачать), послушать онлайн: - Листаем книгу московских названий. Город - это камни и древность, более поздние названия московских улиц - волны переименований ХХ-го века: туда и обратно. И первое возвращение наименование улице Метростроевская - Остоженка. Привычная музыкальность названия созвучна месту: гулять по улице Моховой или по проспекту Маркса - разное ощущение. Футуристические проекты строительства нью-Москвы - не реализованные, но продвигавшиеся в 20-е - 30-е гг. (ХХ в.) Переулки у Пречистенки: Затрапезный - милое название, а Мертвый стал переулком Николая Островского, (в обратном переименовании - Пречистенским), Гусятников - Большевистским, Чертов - Товарищеским, к ним просится новое - более старинное или уж совсем новое наречение имени. Калужская - Октябрьская площадь напоминает о доводе: "это - тоже история" и является поводом для размышления об ошибках истории. "Библиотека имени Ленина" напоминание - возвратить долг памяти имени графа Н. Румянцева. В истории города, начавшейся не вчера, были разные ситуации, люди, речки, монастыри и следует выбирать слова для названий - без подлога смыслового и музыкального, чтобы Москва оставалась городом чуда - в единой симфонии слов.

 
© «Христианский церковно-общественный канал» 1995 - 2014. Все материалы можно свободно использовать в некоммерческих целях со ссылкой на источник.

Яндекс.Метрика